
24 сентября — 11 октября 2019
Людмила Задорожная олицетворяет органичность сочетания генетически кодовых импульсов со своей собственной живописной образо- и формотворчеством. Рисует она так же искренне, как дышит, говорит, улыбается.
Село Скибинцы Винницкой области, где родилась художница, — удивительной красоты: луга, пруды, посвященные болотные заросли. Оттуда идут в творческое настоящее Людмилы Задорожной подсознательные творческие импульсы, крутится космогенного круг ее жизни. И так бывает хорошо заглянуть мысленно в свой «детский цикл».
Многогранные связи — учителя, окружение, друзья, родные, — воздействуя на индивидуальность, ориентируя ее в том или ином направлении, сформировали фигуру художницы-патриотки, неравнодушной к судьбе Украины.
После Украинский полиграфический институт им. И. Федорова она начинает работать как «чистый график», хотя всегда любила цветной рисунок. Сохранились ее произведения 1970-х годов (тушь, перо). Бросается в глаза, что набор формально-композиционных и технических новаций приводит к определенным схем и делает их, так сказать, «надиндивидуальный». Стремясь художественной самостоятельности, Людмила Задорожная обращается к области раскованного и чрезвычайно красочного — по сравнению с монохромной графикой — «живописания». Так рождаются и фантазийно-условные образы, и поэтически-реалистичные, конкретно-чувственные картины (пейзаж, натюрморт, жанр). Первые имеют по почву народное декоративное искусство, другие свидетельствуют ее собственную свободную ориентацию в национально-культурном наследии и знакомство с творчеством выдающихся художников нового времени (Гоген, Матисс, Ван Гог).
Нередко оба подхода дививижним образом сочетаются, и рождаются такие символы-образы, как произведение «Зима». Стволы деревьев здесь живые, теплые, как будто покрытые почками. На противостоянии внутреннего тепла и внешнего холода выстраивается форма — содержание картины. Два дерева, сплетенные навсегда, — впечатляющая композиция ( «Перекрещенные судьбы»).
Людмила Задорожная как олицетворяет потребность украинского национального сознания чувствовать природу не только как родную землю, но и как идеал красоты и добра. Она любит рисовать цветы — в основном живые, а не срезаны. Натюрморт с одной ромашкой в хрустальной вазе — то белолицая «лицо», которой любуются так же, как и королевой цветов — розой. Уважаемые «бульденеж» в композиции — изысканное сочетание реального и условного, также «цветочного», фона. Постепенно у художницы вызревает концепция натюрморта, пейзажа; форма усложняется, образ углубляется …
Рисунок доминирует во многих живописных композициях художницы. Она доказывает изображения в виртуозного живописно-пространственного целого, движение и статика которого индивидуально выражены и привлекательны. Людмила Задорожная как синтезирует свои предпочтения предыдущих лет, становится все смелее и раскованнее; творчество ее, однако, в стороне от крайностей авангардистских експирементив, сохраняя верность как школе, так и непосредственности и искренности детских впечатлений. «Залезла то малой вечером на копну, а передо мной сливы, освещенные луной, — то же какой-то непостижимый сливово-серебряный цвет. Несу его с собой всю жизнь … »- признается художница.
Природа, цветы — импульс к творческой трансформации, преобразования «живого», «реального» в живописно-декоративное форму. Цветочные композиции создают многоцветный живой и одновременно структурированный натюрморт, прекрасный по своей колористической единством, время — по неожиданной логикой сочетание красок. Чем больше художница усиливает цвет, тем площиннишим становится живопись и тем активнее работает он на простор. Цвет не скрывает плоскости, не затрагивает свободного течения рисунка. Фантазия Людмилы Задорожной — земная, она не придумывает ради впечатляющего эффекта. Это и создает ее художественную фигура — талантливую, искреннюю, открытую миру.
Нина Велигоцкая,
кандидат искусствоведения