Елена Шапиро искусствовед.

По признанию художников, писателей, поэтесс и искусствоведов произведения Людмилы излучают солнечное тепло любви к миру, который до сих пор удивляет ее откровениями так же, как и когда-то давно, в детстве … Согласно евангельской притче о талантах, открывается сакральная мудрость о том, как по Божьему Промыслу устроена жизнь человека, в частности — личности. Божий дар Людмилы умножился на полную преданность искусству: в течение более 55 лет она создает шедевральные картины, вобравшие самое ценное из национальной культуры.
Людмила Ивановна родилась в 1942 году в селе Скибинцы Погребищенского района Винницкой области. Первые шаги к рисованию было сделано еще в первые годика жизни — углем с печки на побеленные стены, в дальнейшем девочка овладела карандаш. В шесть-восемь лет ее невозможно было оторвать от прекрасно разрисованных детских книг, в мысленно Людмила стремилась тоже научиться так красиво рисовать. Раннее детство досталось на тревожные, трудные и голодные годы отечественной войны, позже ее семья перебралась жить на окраину Киева — Водопровод. Людмила с отличием закончила семилетку, иногда в школе случалось, что она рисовала во время уроков, а дома — полностью отдавалась любимому занятию.
Главным источником ее вдохновения стала природа: она чувствовала огромный восторг от крепких старых деревьев и красочных цветов, прудов с стрекозами и лягушками, величественных лестниц и закатов солнца; от спелых плодов сливы, загадочно сияющих под серебряным лунным светом. Природа пленила Люсю с первых лет и на всю жизнь … Итак, как пришло время выбрать профессию, она открыла родным свою мечту — стать художницей. Сначала мать Антонина попыталась обратить дочь на путь более практической профессии с надежным заработком, но обстоятельства все равно складывались в пользу осуществления девичьей мечты, к тому же и отец Иван поддержал ее в выборе профессии: «Если так любит рисовать, то пусть идет и рисует … «
Пять лет Людмила проучилась в очень отмечены в профессиональном кругу Киевском училище прикладного искусства, находившееся в те годы на территории Киево-Печерской Лавры (сейчас это заведение называется Киевская государственная Академия декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука) на отделении ткачества, где получила блестящие навыки композиции, рисунку, живописи и декоративно-прикладного искусства. До сих пор она с благодарностью и теплом вспоминает своих преподавателей — Евгения Святская, Анатолия Казанцева, Нину Ган. Потом было еще три незабываемых года обучения секретам живописи у Василия Забашты в художественной студии при Октябрьском Дворце культуры. Начиная с 1959 года Людмила создавала самостоятельные авторские работы, а уже начиная с 1963-го года принимала активное участие в оптовых художественных выставках.
Имея серьезный намерение выбранной профессии, Людмила решила дальше продолжить обучение в художественном ВУЗе и поступила на факультет графики Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова (сейчас называется Украинская Академия книгопечатания), где ее преподавателями были Флориан Юрьев и Валерий Ламах. Получив диплом в 1974 году по специальности «художник-иллюстратор и оформитель книги», художница продолжила свой опыт сотрудничества с издательствами, практически начался еще с 1960-х-лет. Она сотрудничала с журналом «Отечество» и детскими журналами «Малютка» и «Подсолнух», создала прекрасные иллюстрации к книгам Леси Украинский, Якова Щеголева и Дмитрия Чередниченко в издательстве «Радуга». Кроме того, работала над иллюстрациями к сборнику «Украинская песен о любви» — к сожалению, так и не изданной до сегодня по причинам, не зависящим от воли художницы, и стала автором листовок издательства «Искусство».
Позже стала членом Художественного Совета студии диафильмов, в течение 1985-1989 лет работала на Украинской студии хроникально-документальных фильмов ( «Укркинохроника») над серией из 11 диафильмов к народным сказкам разных стран мира. Много лет посвятила общественной работе в Союзе Художников Украины, одновременно в свое свободное время занималась авторской творчеством.
Важным этапом в жизни художницы стал опыт работы художником-оформителем в Национальном музее им. Т.Г.Шевченко. Людмила Задорожная искренне заботилась сохранением фондов музея и достойной репрезентации творчества Тараса Григорьевича в экспозиционном пространстве, стоит процитировать ее коллегу по музею — Татьяна Чуйко, который пишет что художница «занималась изысканностью отделки национальной базы духовности». Увидев авторская живопись Задорожной, директор музея Шевченко — Екатерина Петровна Дорошенко, предложила ей сделать персональную выставку. В дальнейшем традиция вернисажей в залах музея Шевченко продолжалась в течение многих лет.
После вступления в Национальный Союз художников Украины в 1979 году, Людмила при поддержке своего мужа Валентина, приняла решение быть свободной художницей: освободившись от должности музейного художника, она полностью посвятила себя авторском живописи. И до сих пор художница плодотворно работает на пленэре и дома, создавая сказочно-фантастические композиции, удивительно красивые пейзажи и натюрморты.
Впрочем, многогранная личность всегда стремится попробовать все ради того, чтобы выбрать лучшее: наследие Задорожной охватывает абсолютно все жанры — пейзаж и натюрморт, сюжетные произведения и портреты, иллюстрации к книгам и собственные фантазийные композиции. Она использует авторскую технику, испытывает возможности темперной живописи и пастели, масляных красок и акварели, создает графические сюжетные композиции и портреты в технике тушь, перо. Рассматривая произведения разных лет, можно утверждать, что все эти работы объединении уникальным мировоззрением художницы, ее внутренним миром, мечтами и фантазией, и конечно — любовью к природе.
Воспоминания госпожи Людмилы о детстве можно интерпретировать как своего рода ключ к пониманию ее творческой индивидуальности. Люся была очень жизнелюбивым девочкой, полностью открытой к впечатлениям от созерцания природы: несмотря на родительские жалобы, она часто убегала из дома. Захватывающие путешествия по заводили ее в самых таинственных и красивых уголков своего села и даже еще дальше — к окресних лугов и озер: она замирала под горячим огнем летнего солнца от неописуемой и нетронутой красоты цветов, радовалась шума деревьев на ветру, наслаждалась щебетом птиц и тихим журчанием воды , смотрела на беззаботное метания бабочек, слушала концерты лягушек … Каждый человек знает, как во время тихого созерцания природа раскрывается и делающий Душа человека так, что нет ни сил, ни желания вырваться из плена Божия От кровення. Глаз радуется каждому молоденькому розовом бутончик, ноздри жадно впитывают запах ожесточенной на солнце сосновой смолы, уши наслаждаются пронзительным звоном полету шмеля, а также крошечные капли утренней росы кажутся чудом … и так хочется навсегда остаться один на один с этим подарком от Бога .
Людмила Задорожная в своих картинах дополняет мир природы своей жаждой волнующей тайны, живущего в фольклоре и народных сказках. Ее живопись и акварели открывают нам мир озерных Берегинь с огромными мудрыми глазами, Летающих лошадей и украшенных цветами Драконов, горящих огнем красно-золотистых Жар-Птиц, гротескных Химер и красивых безумно белых лебедь с самого благородного и древнего сказочного рода … Все персонажи Людмилы Задорожной очень хорошие, даже самые страшные существа (из цикла «Химеры») в ее исполнении теряют всю свою злость: художница все превращает в Красоту и Добро, и еще как понамальовуе вокруг этих существ кружева из цветов, узоры с светлых солнечных лучей.
Все богатство генетической духовного наследия предыдущих поколений: христианскую веру, мировое искусство и народный фольклор, традиции крестьянского быта — вплетаются в ее полотна, и обогащаются душевной чистотой, интеллигентностью, тонким художественным вкусом.
В картинах Людмилы Задорожной можно увидеть все то, что подсознательно живет в Душе украинской женщины, которая родилась в деревне: очень крепким оказался этот цепь традиций, в частности отношение к дому как к оберега Души, надежном и теплом пристанищем для всей семьи. Именно дом является сердцевинной жизни крестьян, особым пространством с сакральным красным уголком с иконой, старыми сундуками с приданым, декоративно расписанным деревянной посудой, роскошными вышивками с закодированными в орнаменте пожеланиями здоровья, долголетия, благополучия, удачи … В живописи Людмилы мы чувствуем дух предков, которые из поколения в поколение жили в тесной взаимосвязи с самой Землей, которая все время кормит и поддерживает крестьян, даже в ужасные голодные военные годы — все это генетически воплощено в произведениях художницы, хотя и не всегда наглядно, но ощущается через определенное настроение-колорит и детали, едва заметные знаки.
Среди произведений, посвященных теме родной земли, в первую очередь следует назвать триптих «Сами себе в своих усадьбах» (1986 г.. Акварель, пастель). Художница долго собирала материалы, в частности поехала в Седнева где ходила по домам, знакомилась с хозяевами, писала портреты дедушек и бабушек. В то же время присматривалась к их домашнего быта и общаясь со старыми, собрала в свою казну впечатлений сотни печальных или забавных, но всегда вполне правдивых историй. Своих персонажей Людмила лишила слишком заметных индивидуальных черт, она пишет бабушек и дедушки в серебристом тумане вневременного пространства, полностью за пределами всех суетных забот современной жизни — так просто и правдиво, что действительно достигает подлинного величия в образах этих людей, которые доверяют только Богу и земли и по выражению самой Людмилы «точно знают где добро и где зло, и не пытаются искажать истину так, чтобы зло превратилось в добро, а добро на зло …» Она создала портреты героических людей: несмотря на все трудности и препят и — отечественную войну, голод и советскую безбожную идеологию, они сохранили в своих душах и глазах что-то особенное — бесценное, что жалко терять. Цветное и пластическое решение произведения при всей своей аскетичности создает очень сильный эмоциональный эффект — безусловно, в этой работе чувствуется многолетний профессиональный опыт и изысканный художественный вкус автора. Такие произведения не пишутся случайно и слишком быстро, это зрелый произведение внутренне сильной и правдивого человека, так как триптих «Сами себе в своих усадьбах» является своеобразным признанием в любви к предкам и Родины.
Художница продолжает свой монолог о родном крае не только в сюжетах, но также и в пейзажных работах — в частности в серии «Мир земле нашей» (1985, в технике картон, темпера), состоящий из композиций «Тишина», «Снег тает «,» Предчувствие весны «,» Оттепель «. Она изображает старые привередливой формы дерева на фоне холмов и лесного пейзажа за селом. Обращаясь к хорошо знакомому мотива, художница талантливо вкладывает в пейзаж всю любовь к мирной клочка земли в родном селе, где есть родительский дом … но в то же время этот якобы простенький вид имеет эпическую силу воздействия на зрителя, и дарит нам возможность увидеть гораздо больше — всю территорию нашей жизни, Украины.
Сама образность этих старых деревьев, произрастающих из одного крепкого корни и имеют общее начало, а в дальнейшем уже самостоятельно разрастаются на упруги и сильные ростки, что вычурно закручиваются в различных направлениях — воспринимаются нами, как образная метафора людей из одной семьи, которые в дальнейшем живут уже по законам своей собственной судьбы … иногда даже ничего не зная о судьбе своих родственников, проживающих далеко. Поражает не только общее настроение серии «Мир земле нашей», но и техника исполнения, потому что все картины очень тщательно пользователя мельчайшими пуантилистичнимы точечками-мазочками, в уравновешенной охристо-голубовато-серой гамме нежно-пастельных тонов. Весь пейзажный пространство очень светлый и прозрачный, присутствует даже свежий воздух, многоплановая композиция включает дерева и холмы, озера или ручьи во время оттепели, изображено даже крестьянский домик. Все дышит и излучает согласие, спокойствие, тишину … и надежду на человеческое счастье на этой земле, среди «обычной красоты» ‘украинского села.
Большинство сюжетных картин Людмилы Задорожной продолжают тему генетического наследия: любуясь на произведения разных лет, зритель невольно часто вспоминает образцы народной живописи. Например, как увидим ее произведение «Ехал казак за Дунай» (1976, акварель), следует в памяти образ веселого Мамая с трубкой, волосами и бандурой, чувствуем также и горисну трагичность произведений, посвященных печальным страницам истории Украины в работах «Казацкие могилы» (1967, темпера, холст) и «Реквием» (1989, масло, холст).

Живопись Людмилы Задорожной вобрал в себя всю чистоту души художницы, она пишет интуитивно — Душой, воспоминаниями эмоциями … Большинство ее работ очень близки к направлению наивного искусства, внешняя простота картин раскрывает неповторимый и разносторонний мир зрелой Личности. Сам дух полотен Задорожной часто напоминает придумано-прекрасные миры Анри Руссо, Нико Пиросмани, Марии Примаченко, Екатерины Билокур. Даже сама манера Людмилы писать работу, работая кисточкой так, будто вышивает, заставляет нас вспомнить о Билокур, которая по воспоминаниям родных, «вышивала» крошечными мазочками-точками, и крепила холст на подрамник как пяльцы — шпагатом, а когда работа была завершена , снимала записано полотно и крепила на раму другое. Самодельный кисточку Билокур напоминал иглу, она «делала кисти с коровьей шерсти, шерсти котов, вишневых веточек и жести от консервных банок …» Однако, такая предельная скромность художественных материалов не стала преградой для создания фантастически прекрасных картин, так же мы видим и на примере живописи Людмилы Задорожной, которая сознательно пытается пользоваться чрезвычайно сдержанной палитрой в два-три цвета, тщательно выписывает каждый листочек и лепесточков, пишет едва касаясь полотна крохотными точками-точечками, постепенно подбирая в силе цвет и тон, вдохновенно вышивая-виплекаючы свои талантливые шедевры: «Мир земле нашей» (1985 г.), «Музыку» (1968г.), «Пробуждение» (1972г.), «Весну» (1972 г.. ), «Берегиню озер» (1969 г..) и «Мавку» (1989 г.,), «Птиц» (1989г.), «Освящение» (1999 г.), акварель «Радость» (1985 г..)

Однако, не только особенности техники рисования, но в большей степени — содержательное наполнение произведения, его образное решение близки не только к наивной живописи, но и к образцам древнего искусства. Вспомним о «Химеры», «образы обжор», как их называет сама художница. Серия возникла как реакция художницы на события революции 2014 и войны на востоке Украины — темного хаоса в сознании людей во время трагических событий. Если посмотрит на «Химер» в контексте мировой культуры, сразу возникают ассоциации с древне-перуанскими культовыми изображениями, а если обратиться к украинского изобразительного искусства, в ближайшие фантастические Звери из картин Марии Примаченко. По толкованию искусствоведов, «двухчастного» изображения зверей с определенной чертой головы и туловища достигает времен палеолита, поэтому в этих образах находят воплощение языческие представления наших предков, которые нашли отклик в недрах славянской мифологии в образах фантастических чудовищ и птиц. Следовательно, можно утверждать, что в течение многих поколений в народной подсознания сформировались эти образы хаоса, в дальнейшем чудовища перешли к изобразительному искусству, мы видим подобные образы и в творчестве Людмилы Задорожной. Вспомним также несколько картин, воплощающих народные представления о фантастический мир, а именно: «Берегиню озер» (1969, картон, темпера) «Мавку» (1985 г., холст, масло) «Белой лошади и веселых драконов» (1989 г. ., холст, масло), «Повсюду глаза» (2003г., холст, акрил). Художница с детства настолько глубоко восприняла эти прекрасные сказочные персонажи, впоследствии почувствовала потребность дать волю своему воображению и выпустить этих странных и прекрасных существ на полотно: для нее важно рисовать не только красиво, но и душевно, якобы поет зрителю о сказочных приключениях, а иногда тихонько рассказывая шепотом странные истории.

Размышляя об авторском манеру художницы, следует вспомнить о специфике ее профобразования, ведь Задорожная училась на факультете ткачества в художественном училище, поэтому имела практический опыт создания эскизов до гобеленов. Определенным образом это повлияло на ее подход к технике рисования: например, «Мир земле нашей», «Пробуждение», и акварель «Радость» (с изображением роз) по технике напоминают не традиционная живопись, а роскошный гобелен — композиционно безупречный, колористически изысканный, соткан ткачом вручную. Среди произведений Людмилы встречаем немало картин, написанных именно таким образом, и по признанию самой художницы, она работала над этими работами в течение нескольких месяцев.
Сила речи Задорожной к зрителю — в понятной простоте «художественного послания» к нам. Цветы и деревья метафорически рассказывают о судьбе человека и его душевное состояние, о нахождении смысла бытия в единстве с Творцом. Восторг от рожденного землей красотой воплощено в серии летних пейзажей, написанных с натуры масляными красками.
Среди лучших полотен — «Колокольчики» (2004, холст, масло), «Летний день» (2004 г., холст, масло), «Гортензии цветут» (2005, холст, масло холст) «В плену лета» (2006 г. холст, масло). Праздник цветочного буйства воспевается художницей так громко, что зритель якобы плывет в океане этой песни, уже не замечая времени … С колоссальной силой обращаются к нам «Подсолнухи» (2000., холст, масло) — художница рисует лепестки таким образом, что они якобы пламениють изнутри настоящим солнечным светом. В этих цветах есть живой поток энергии — они теплые и доброзичлы ви, как настоящие маленькие солнышки, наполненные через край несдержанной радостью бытия. Картина «Летний день» (2004., холст, масло) создана в сливово-серебряных тонах, которые Людмила помнит со времен своего детства: краски действительно излучают цветочный аромат, громко поют сверчки, летают стрекозы … а Людмилиной цветы распускаются как крошечное чудо — на одни сутки, даря нам свою красоту в течение своей маленькой жизни.

Апогеем воспевания окружающей нас красоты, и не только земной природы, но всего необъятной Вселенной, становится космический произведение «К солнцу» (1990 г., холст, масло): якобы и фантазия, но в реальной основе, потому что все элементы — и Солнце, и лучи — природные, художница увидела этот путь света своим внутренним оком, как особое над-природное явление.
Совсем особый город в наследстве художницы занимают женские портреты, в которых она раскрывает эмоциональное состояние личности: мечтательность, доверчивость, ожидание любви и лучшей доли. В «портрете Наталье» (1992, холст, масло), «Бабьем лете» (1998, холст, масло) и в графических портретах — всего поражают глаза: именно этот взгляд и держит внимание зрителя, раскрывает то сокровенное и сокровенное в Душе женщины. С самого начала своей работы над портретами, художница пытается передать главное — чем живет этот человек, ее окрыляет и заставляет двигаться вперед с верой в счастье. Вместе с тем, художница умеет возвышенно изобразить и внешнюю красоту, ведь ее модели -всегда привлекательные женщины находящихся в гармонично-уравновешенному состоянии, вполне самодостаточные личности.
Развитая авторская система образов и символов, яркий колористический дар является основой художественного таланта Людмилы Задорожной, но самым ценным является духовный фундамент: любовь к людям, влюбленность в природу, почитание традиций предков. История свидетельствует о том, что с начале 1960 годов в недрах украинской культуры зрело стремление неравнодушных людей к сохранению национальных традиций. Впоследствии, уже во времена независимости Украины и до сих пор — активно исследуется наша история и искусство: эти тенденции встречаем и в наследии Людмилы Задорожной, они преподносят ее живопись на уровень общенациональных ценностей. Поэтому, никакие внешние обстоятельства не способны поколебать надежный фундамент Людмилы Задорожной: ее картины ценятся среди коллег и музейщиков, критиков и коллекционеров — даже несмотря на то, что в течение всей жизни Людмила Задорожная была и остается абсолютно равнодушной к художественных рейтингов, требований арт-рынка и вообще к любым карьерных претензий.
Людмила щедро делится своим светом со зрителями, ее источник с избытком утоляет нашу жажду: она постоянно нацелена на свое внутреннее состояние — в музыку Души, созерцание красоты, тихую гармонию, и зрителю постепенно открывается все аккорды ее творческой мелодии: мы якобы плывем в этом удивительном океане впечатлений, нас нежно касаются волны летних оранжевых сумерек, тихо журчат флейты в серебряно-сливовых пейзажах, высоко звенит голос скрипки в танце юности прекрасной Нимфы, а над всем этим раем сияет Радуга Мира.
Большинство работ Людмилы Ивановны Задорожной — настоящий гимн радости Жизнь, художница воспринимает свои картины как драгоценные вещи, должны всегда быть рядом, поэтому крайне редко соглашается их продавать. Понимал это и ее муж Валентин, который в течение всей жизни пытался поддерживать свою жену-художницу, отдавая ее талант, трогательно и бережно относясь к сохранению ее произведений. Он очень любил музыку и искусство, был настоящим интеллектуалом: разбирался в технике, науке, истории, культуре и археологии, в совершенстве изучил несколько иностранных языков и стал переводчиком на украинском нескольких научных работ по философии. Истинная вера Валентина в одаренность Людмилы является убедительным свидетельством настоящей любви к жене как к уникальной Личности, которая силой своей солнечной Любви реализовала Божий Дар — талант настоящей Художницы.
Вместе с другими представителями культурной элиты Украины, имя Людмилы Задорожной занесено в Энциклопедию современной Украины, альбомов «Размаи независимой Украины» и «Художники Украины», также к изданию Украинская конфедерации журналистов «Золотой фонд нации». Ее творчество освещено в статье «Реальное и фантазийное» искусствоведа Нины Велиготськои в журнале Национального Союза художников Украины «Изобразительное искусство», в статье «Володарка волшебного кисти» поэтессы, писательницы и переводчицы Галины Кирпы, в статье «Две половины орешка» искусствоведа и сотрудницы Национального музея Т.Г. Шевченко Татьяны Чуйко. На ТВ было создано несколько репортажей о вернисаже художницы. Немало ценителей ее живописи пишут взволнованные и искренние слова сердечной благодарности, оставляя их в музейных книгах отзывов, после посещения его персональных выставок.
Живопись и графика художницы экспонируются более чем на 60 областных, республиканских и всесоюзных выставках. В Украине и за рубежом состоялось 20 персональных выставок ее живописи, среди них — несколько выставок в Национальном музее Шевченко (в 1972, 1996, 2000, 2003, 2007, 2012 годах), в залах Национального Союза художников Украины, в Бюро Клауса Штайнхерстера, в украинском фонде культуры, в Представительстве ООН в Украине, в галерее НСХУ «Художник», в галерее «АВС-арт», в галерее им. О.Замостян при Киево-Могилянской Академии.
Оптовые выставки, где были представлены произведения художницы, состоялись в залах Национальной спилка художников Украины, проекте «Изобразительное искусство Украины» (1985г., Москва), на выставках украинских художников в Берлине и Софии, в галерее «Raum & Kunst», а также в выставочном зале «Messe-Hallen» в Гамбурге. Произведения Людмилы Задорожной экспонированы на выставках в Обществе «Интернациональные Объекты искусства» (Гамбург), в галереях Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Невада-Сити, на Мальорке, в Испании.
Творческое наследие художницы представлена в Министерстве культуры Украины, Художественном Фонде НСХУ, Украинского фонда культуры, Национальном музее Тараса Шевченко, в Луганском, Черниговском, Криворожском и Червоноградском художественных музеях Украины, в фонде картинной галереи Украинского гуманитарного лицея Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко, в картинной галерее им. Т. Шевченко в Казахстане, в галерее «Raum & Kust» (Германия), в «Украинском доме» (Франция), в музее гончарного искусства (Франция) в коллекции галереи «АВС-арт» и многочисленных частных коллекциях Украины, Чехии, Германии, Португалии , Польши, ОАЭ, Сирии, Канады, США, Японии, Франции.
